История Бренда

Краткая история Rickenbacker

Знаете вы это или нет, но вы точно слышали Рикенбакер...
Первый аккорд в песне the Beatles' "A Hard Day's Night», партия гитары в начале песни "Mr. Tambourine Man" группы The Byrds , агрессивная работа аккордами у The Who в "Substitute," 12-струнный Рикенбакер это электрогитара, которая своим отличительным, резким и многоголосным звучанием помогла определить звук целой эпохи.

Многие люди даже не осознают, что компания, которая на 15 лет старше чем Fender, выпустила на рынок первую серийную электрогитару. Перед Вами взгляд на одного из самых влиятельных американских производителей гитар от самых истоков.

1928 National Tricone - резонаторная гитара
Братья Допера.

История Рикенбакера начинается в Лос-Анджелесе 1920-ых, когда исполнитель водевиля и мульти-инструменталист Жорж Бошам занялся поиском гитары, громкой настолько, чтобы ее внятно было слышно на фоне большого ансамбля и с этой целью обратился за помощью к местному мастеру Джону Допере.

После пары неудачных попыток Допера со своим братом Руди пришли к дизайну с тремя резонаторами на металлическом корпусе. Так появилась первая резонаторная гитара.

Богатый двоюродный брат Бошама был так впечатлен прототипом металлической гитары, что инвестировал в производство инструментов $12 000 (по сегодняшнему курсу это $168 000, что в свою очередь по сегодняшнему курсу рубля около 11 000 000) Братья Допера начали делать инструменты в своей мастерской под маркой National (Нэшенал).

А вот тут появляется человек, давший свое имя бренду - Адольф Рикенбакер.

Рикенбакер - инженер и машиностроитель, рожденный в Швейцарии, владел небольшой мастерской неподалеку от офиса National'a, и, чтобы усилить производство, он напару с помощником начал ковать металлические корпуса для гитар, мандолин и укулеле.

1954 Rickenbacker A-25 "Frying Pan"
Сковородка.

В начале 30-ых споры в National'е и снижение спроса на резонаторные гитары (которые было трудно производить, да и стоили они дорого) привели Бошама к его следующему проекту: разработке электрогитары. Это не было абсолютно оригинальной идеей, но к тому моменту еще никому не удалось её успешно реализовать.

В процессе какого-то странного эксперимента Бошам превратил доску в гитару с одной струной и приделал к ней звукосниматель Brunswick от фонографа.

Вдохновленный потенциалом идеи, Бошам решил немного подучиться и с помощью сотрудника National'а по имени Пол Барс, он разработал примитивный звукосниматель, который улавливал вибрации струны и переводил их в электрический ток.

Управляющий фабрики Гарри Ватсон присоединился к эксперименту, сделав деревянный гриф и деку вручную. Результатом стала одна из первых моделей электрогитары, прозванная «Сковородкой» из-за своей специфической формы. В итоге их было произведено тысячи.

1938 Rickenbacker Electro Model B Spanish
Рикенбакер обретает форму.

В 1931 году Рикенбакер и Бошам организовывают корпорацию Ro-Pat-In (сокращение от Electro Patent Instruments) чтобы производить электрогитары. В итоге они сначала сменили название на Electro String, а потом на Rickenbacker для того, чтобы попытаться выехать на далекой связи с Эдди Рикенбакером, пилотом асом I Мировой войны.

С самого начала в компании Рикенбакер начал развиваться дизайн. . На протяжении 30-ых Рикенбакер выпускал модель типа «Сковородки» А-25 и модель BD лэп-стил с использованием Bakelite (ранний вид пластика). BD считается одной из лучших гитар в своем классе за всю историю.

Среди самых значимых ранних гитар была модель B Spanish с отличительным, вдохновленным Арт-Деко, внешним видом и конструкцией из пластика. Также у гитары был съемный гриф и отсутствовал фидбэк, типичный для пустотелых гитар - это два очень важных шага на пути к цельнокорпусным гитарам Fender и Gibson 1952 года.

Рикенбакер сфокусировался на цельнокорпусных и пустотелых гитарах и басах в начале 50-ых, следуя за внезапным появлением рок-н-ролла и растущей популярностью моделей типа Fender Telecaster и Gibson Les Paul.

К концу десятилетия Рикенбакер выработал собственный стиль: двойной вырез вокруг грифа в виде полумесяца, конструкцию грифа, идущего насквозь корпуса и уникальную современную эстетику. Это началось с гитар «Capri» и «Combo», которые развились в культовый дизайн 60-ых, их форма корпуса была как у последователя, только с более вытянутыми формами и не настолько проработанными деталями.

Канонические модели.

Рикенбакер 360/12, представленный в 1963 году был революционен по своему дизайну. Эту гитару сделал популярной Джордж Харрисон из «Битлз».

Вообще непосредственно «Битлз» повлияли на популярность бренда в 60-ые. У Джорджа была его 360/12, у Джона 325, а Пол использовал бас 4001 в середине 60-ых.

Другие группы британского вторжения тоже взяли эти гитары на вооружение. Джон Энтвисл из The Who играл свои громоподобные партии на басу Рикенбакер, а гитарист Пит Таунсенд использовал Рик в песнях «Substitute», «My Generetion» и других ранних песнях.

1968 Rickenbacker 360/12 Fireglo
1967 Rickenbacker 325 Fireglo
1975 Rickenbacker 4001 Jetglo
Песня The Rolling Stones «As Tears Go By» - это еще один классический пример звука Рикенбакера.

Тем временем в Америке Роджер МакГвинн из The Byrds стал использовать 360/12 для создания оригинального фолк-рок звучания в духе "Mr. Tambourine Man" и "Turn! Turn! Turn!" , 12-струнный Рик также отлично вписался в психоделическую работу "Eight Miles High" и "Why" с отсылкой к традиционной индийской музыке.

На пороге 70-ых компания столкнулась с теми же проблемами, что и другие американские производители гитар и начала экспериментировать с новыми моделями 480 и 481 с формой корпуса, отдаленно напоминающей 4001 бас. Это десятилетие также увидело в продаже безумный Рик 331LS Lightshow, который был оборудован мигающей световой системой, вмонтированной прямо в корпус.

Современные артисты и наследие.

Дизайн, с которым компания была в авангарде в 60-ых, навсегда остался в модельной линейке. В наши дни объем производства не велик, но любовь к бренду никогда не угасает. Как результат - сильный вторичный рынок.

Список рокеров пост 80-ых, которые использовали Рик, чтобы создать свою индивидуальность, покрывающую все частоты FM диапазона:

Том Пэтти и его соплеменник Майк Кэмбэлл, Питер Бак из R.E.M., Джонни Марр из The Smiths, басист Modest Mouse Эрик Джуди, конечно же великий Лемми Килмистер из Motörhead, и это только вершина айсберга.

Роджер МакГвинн до сих пор гоняет в туры со свом 12-струном - живое доказательство бессмертности дизайна Рикенбакера.


Читайте также:
Made on
Tilda